Ivanho (hyroscope) wrote,
Ivanho
hyroscope

Category:

Подводная лодка "Щ-323"

Оригинал взят у rene_spb в Подводная лодка "Щ-323"
«Щ-323» была заложена 31 декабря 1934 года. 3 ноября 1936 года вошла состав Краснознаменного Балтийского флота.

Под командованием старшего лейтенанта Иванцова Федора Ивановича приняла участие в советско-финляндской войне. 5 декабря 1939 года субмарина обнаружила германское судно «Олива», следующее в Мянтилуото. Был открыт огонь из 45-мм орудия. Четырьмя выстрелами судно было остановлено. Капитан парохода доставил на "Щ-323" судовые документы, составленные на немецком и английском языках, которыми, никто не владел. Иванцов отпустил судно, хотя имел право задержать его за перевозку военной контрабанды.

Ночью 10 декабря «Щ-323» покинула район патрулирования. Около 3 часов утра 11 декабря были засечены огни неизвестного судна. Требование остановиться судно проигнорировало. Ориентируясь по гекабортному огню, «Щ-323» с транспортом «Кассари», шедшим из шведского Сундсвалля в Таллин. Был открыт огонь, судно было потоплено. Один из членов команды судна был убит, остальная команда, спустила шлюпку пользуясь темнотой. По шлюпке был открыт огонь из пулемёта системы "Максим", однако, безрезультатно. Команда скрылась в темноте из-за отказа прожектора субмарины.
Если я не ошибаюсь, результатом инцидента была следующая реакция Кузнецова, который приказал Военному Совету КБФ запретить подводным лодкам топить и обстреливать суда нейтральных стран вне зоны блокады.

Второй поход субмарины прошел в Аландском море. Было досмотрено и отпущено несколько транспортов вне зоны блокады, и лишь один неизвестный транспорт был атакован, но неудачно.

Начало Великой Отечественной войны «Щ-323» встретила в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ в Таллине. Корабль только что закончил средний ремонт на Кронштадском морском заводе. Командовал субмариной все тот же Федор Иванович Иванцов, но уже в звании капитан-лейтенанта.

В начале июня 1941 субмарина была направлена в первый поход в район Стокгольма. За время патрулирования обнаружен лишь шведский миноносец. 4 августа вернулась на базу в охранении тральщиков.

В октябре - боевой поход в район Норчёпигской бухты, однако по пути следования на позицию лодка получила приказ найти и атаковать корабли противника, обстреливающие советские позиции на полуострове Кыпу. 13 октября у мыса Ристна лодка обнаружила корабли соединения «Остпройссен». «Щ-323» вышла на боевой курс для атаки крейсера, но атака сорвалась. 15 октября «Щ-323» провела две безрезультатные атаки по одиночным транспортам. Торпеды прошли мимо. 16 и 17 октября лодка проводит атаки. Не исключено, что результатом атаки 17 октября стало потопление транспорта «Паула Фаульбамс». Итогом атаки торпедой 16 октября «Щ-323» стал германский транспорт «Балтенланд».

30 октября «Щ-323» выпустила торпеду по одиночному транспорту. На субмарине был слышен сильный взрыв, сама же подводная лодка зарылась в волну. Через две минуты объект атаки обнаружен не был, что дало основание считать судно потопленным. 5 ноября был потоплен еще один танкер противника и «Щ-323» направилась в базу в связи с неполадками. Вернулась на базу 10 ноября.

Как итог похода «Щ-323», - уничтожение трех судов противника (подтверждена противником одна победа). Командир Ф.И. Иванцов был награжден Орденом Ленина. Экипаж лодки также был отличен орденами и медалями, а сама «Щ-323» 17 января 1942 года награждена Орденом Красного Знамени, став первой Краснознаменной подводной лодкой Балтики в Великую Отечественную войну.

9 июля 1942 года на субмарину был назначен новый командир. Им стал капитан 2 ранга Андронов Алексей Герасимович. Андронову с лодкой не повезло. Неудачи его преследовали, и привели в итоге к гибели.
23 августа «Щ-323» вышла из Кронштадта в третий боевой поход. 1 сентября, в Лавенсари, лодка подорвалась на антенной мине заграждения «Зееигель», получив серьезные повреждения, вернулась обратно на базу для ремонт.

После ремонта, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1943 года «Щ-323» в составе группы лодок осуществляла переход из Ленинграда в Кронштадт. При переходе, подорвалась на донной мине и затонула – на поверхности осталась лишь тумба перископа. Катер, следовавший рядом с «Щ-323» подобрал из воды трех тяжелораненых. Еще пятеро, в том числе и командир лодки капитан 2 ранга Андронов, которые находились в момент взрыва на мостике, погибли.

Шестнадцать человек из концевых отсеков, остались живы. В седьмом отсеке, произведя отстрел торпеды, моряки начали подготовку к выходу из аварийной лодки через торпедный аппарат. Первым вышел наверх главный старшина Дмитрий Трубин. Разведав обстановку, он вернулся на лодку, после чего люди один за другим начали выходить из подводной лодки. К этому времени рассвело, видимость улучшилась. Немцы, заметив плавающих в воде людей, открыли артиллерийский огонь. К вечеру подошедшие катера спасли двух человек, продержавшихся под обстрелом врага в ледяной воде шестнадцать часов. Общие потери экипажа подводной лодки составили 39 человек.

Такая вот история первой Краснознаменной лодки КБФ.
Вспомнил, потому что сегодня, проходя по набережной р. Смоленки, встретил памятник и братскую могилу, погибщего экипажа.




Щ-323

Участие в советско-финляндской войне
2 боевых похода

05.12.1939 – 21.12.1939
04.01.1940 – 15.01.1940

1 безрезультатная торпедная атака с выпуском 1 торпеды, 2 артиллерийских атаки.
10.12.1939 ТР «Кассари» (379 брт)

В ходе Великой Отечественной войны
2 боевых похода

13.07.1941 – 04.08.1941
10.10.1941 – 10.11.1941

7 торпедных атак с выпуском 8 торпед.
16.10.1941. ПБ «Балтенланд» (3.724 брт).
Вероятно, торпедами «Щ-323» поражено еще 1-3 цели (атаки 30 октября, 3 и 5 ноября 1941).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments